Кто такие МУСТАНГИ?
» Wild horses run faster » («Дикие лошади бегут быстрее»)
Муста́нг (англ. mustang) — одичавшая домашняя лошадь. Мустанг был распространён в прериях Северной Америки и в пампасах Южной Америки. В прошлом объект охоты (мясо, кожа). Почти истреблён.
Слово «мустанг» восходит к испанскимсловам «mestengo» (используется в Мексике), «mesteño» или «mostrenco», означающих «бродячее животное (домашний скот)», «дикий» или «ничейный».
Иногда для обозначения мустанга встречается научное название подвида — Equus caballus ferus Boddaert, 1785 или Equus ferus caballus, которое нередко относится к вымершему дикому предку домашних лошадей тарпану, а не к одичавшим домашним лошадям.
Мустанги являются потомками домашних лошадей, которых привезли в Новый Светколонисты из Европы в XVI веке. Многие из привезённых тогда лошадей, по тем или иным причинам, отбивались от людей и дичали: некоторые убегали с пастбищ, другие получали свободу, потеряв седока в бою. Так и получились мустанги, выносливые, быстрые и неприхотливые лошади.
В XIX веке одичавшие, полудикие лошади в большом количестве водились в Южной Америке, в частности, в Аргентине и Парагвае. Вот как описывались южноамериканские мустанги в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона»:
Замечательна легкость, с которой лошади, предоставленные самим себе, при сколько-нибудь благоприятных условиях возвращаются в дикое состояние и начинают вести образ жизни, ничем не отличающийся от образа жизни диких представителей семейства. Одичавшие лошади пампасов Южной Америки, населяющие их в громадном количестве под названием цимарронов (cimarrones), произошли, как полагают, от нескольких жеребцов и кобыл андалузской породы, оставленных в 1537 году, когда колония Буэнос-Айресбыла покинута жителями; уже к 1580 году лошади настолько размножились здесь, что распространились на юг до Магелланова пролива, на север до Парагвая. Влияние жизни на свободе выразилось в увеличении головы, удлинении ушей, утолщении сочленений и изменении характера шерсти. Гаучосы ловят их с помощью лассо (аркан) и болас (веревки с шарами) и по укрощении получают хороших крепких лошадей; дикари пампасов едят мясо кобыл и жеребят, кроме того, множество лошадей убивается ради шкур. В Парагвае одичавшие лошади не живут, как полагают, из-за одной мухи, кладущей яйца в незаживший пупок новорожденных жеребят, от чего последние гибнут; домашние же живут в полудиком состоянии (мустанги), большими табунами, состоящими из маленьких групп (1 жеребец и 12—18 кобыл). Одичалые лошади населяют далее на север льяносы. То же в меньших размерах наблюдалось в Мексике и на Фолклендских островах(здесь лошади под влиянием более сурового климата измельчали). Одичавших лошадей встречал также Пржевальский в провинции Ганьсу.
С течением времени поголовье мустангов в Новом Свете увеличивалось: к началу XX века в американских прериях насчитывалось около 2 млн мустангов. Мустанги были распространены в прериях Северной Америки и являлись довольно популярным объектом охоты. Охотились на них ради мяса и кожи. В XX веке масштаб охоты достиг такого значения, что сегодня мустанги почти истреблены: по разным данным их осталось не более 10—20 тысяч. Другой важной причиной уменьшения численности мустангов являлась потребность в новых пастбищах для стремительно возрастающего поголовья скота.
Одичавшие лошади встречаются и в Евразии, например, в районе Маныч-Гудило для них создан заповедник.
Мустанги и мустангер являются героями романа Майна Рида «Всадник без головы» (1865), который был экранизирован в СССР в 1973 году (см. Всадник без головы (фильм)).
Об одичавшем коне-иноходце в американском штате Нью-Мексиконаписан рассказ Эрнеста Сетона-Томпсона «Мустанг-иноходец» (англ. «The Pacing Mustang», 1930), по мотивам которого снят одноимённый советский фильм (Киевнаучфильм, 1975).
О жеребце породы кигер-мустангов в СШАснят полнометражный анимационный фильм «Спирит: Душа прерий» («Spirit: Stallion of the Cimarron», 2002).
Цимаррон (cimarron) — одичавшая лошадь пампасов Южной Америки, населяющая их в громадном количестве. Цимарроны произошли, как полагают, от нескольких жеребцов и кобыл андалузской породы, оставленных в 1537 году, когда колония Буэнос-Айрес была покинута жителями; уже к 1580 году лошади настолько размножились здесь, что распространились на юг до Магелланова пролива, на север до Парагвая. Влияние жизни на свободе выразилось в увеличении головы, удлинении ушей, утолщении сочленений и изменении характера шерсти. Гаучо ловят их с помощью лассо (аркан) и болас (веревки с шарами) и по укрощении получают хороших крепких лошадей; дикари пампасов[стиль] едят мясо кобыл и жеребят, кроме того, часто лошадей убивают ради шкур. Термин «гаучо» — приблизительный эквивалент североамериканского слова «ковбой»; появился он в XVIII веке. Как и мексиканский термин «вакеро» (исп. vaquero), он приобрёл популярность в XIX веке и сейчас чаще всего используется, когда речь идёт о данных временах. В XIX веке гаучо составляли большинство сельского населения пампасов, занимаясь выпасом рогатого скота и сельским хозяйством.
Женщин гаучо традиционно называют Чина (от кечуа china — девушка), пайсан, гвайна, гаучо, пренда.
Гаучо играли важную роль в заселении Аргентины и Уругвая, войнах за независимость, развитии культуры этих стран, в частности — литературы. Ярчайшим примером литературы гаучо является «Мартин Фьерро» (1872). В начале XX века гаучо практически исчезли, смешавшись с потомками басков, шотландцев, итальянцев и других переселенцев XIX-XX вв.